Я и М и р (Развитие речи и кругозора)
Процесс развития речи включает в себя 4 составляющих:
> Развитие фонематического слуха, усовершенствование звукопроизношения и литературной речи.
> Развитие лексической стороны речи происходит путем ответов на вопросы, выполнения игровых заданий на закрепление и употребление словарного запаса слов, который получен на занятиях «Я и Мир».
Преподавателем моделируются ситуации, побуждающие к взаимодействию детей друг с другом в диалоге. Отрабатывается этикетная лексика: обращение, выражение просьбы, благодарности, сочувствия, извинение, отстаивание своей позиции… .
> Развитие грамматических навыков.
> Развитие коммуникативной речи.
Занятия «Я и Мир» разработаны с целью увеличить словарный запас детей путем расширения кругозора, получения энциклопедических знаний связанных с разными сферами жизнедеятельности:
«Природа», «Культура», «Люди», «Я Сам»
Сфера жизнедеятельности «Природа»
Природа планеты Земля:
Времена года, их периоды.
Признаки погоды.
Качества и состояния воздуха, грунта, воды.
Определение природных явлений.
Названия и различия деревьев, кустов, травянистых дикорастущих и декоративных растений, особенности их строения.
Классификация и группировка по местам их произрастания, по возможности использования человеком.
Способы размножения растений и фазы их роста.
Названия огородных и злаковых растений.
Названия плодов сада и огорода.
Названия цветов полевых, луговых, садовых, лесных.
Названия животных, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся.
Группировка их по месту обитания, способу и характеру жизнедеятельности, значению в природе и для человека.
Называть их признаки и действия.
Название их детенышей.
Природа Космоса:
Названия известных планет солнечной системы.
Названия пространств вокруг планет и звезд.
Слова, связанные с исследованием Космоса человеком (астронавты, космонавты, астрономы, телескоп, космический корабль).
Сфера жизнедеятельности «Культура»
Предметы:
Происхождение предметов, их назначение, способы производства, качества материалов.
Сооружения.
Название сельского и городского жилища, его составляющие.
Интерьер сельского дома, городской квартиры.
Бытовые изделия, посуда, мебель.
Транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный, транспорт специального назначения.
Одежда, обувь, украшения, аксессуары.
Строительные инструменты и оборудование.
Игры:
Названия игрушек, в том числе народных, предметов и материалов, используемых в игре.
Названия любимых игр и занятий, выражение своего отношения к ним.
Умение объяснить сюжет и правила игры, показать, уточнить, переубедить, агитировать, прогнозировать, предлагать, спрашивать, оценивать игру и ее результаты.
Искусство:
Выражение своего отношения к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, литературного, театрального.
Ориентирование в названиях основных видов искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное).
Ориентирование в жанрах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр).
Название предметов, связанных с изобразительным искусством.
Название видов изобразительной деятельности (вышиванка, вышивка, резьба).
Название оттенков цветов.
Обозначение словами инструментальных и вокальных произведений.
Знание некоторых произведений классической, народной и современной музыки.
Название музыкальных жанров (марш, танцевальная мелодия, песня).
Знание некоторых композиторов.
Музыкальные инструменты.
Знание некоторых литературных произведений и выражение своего отношения к ним.
География:
Глобус – модель Земли. Континенты и водные просторы. Существование в мире множества стран со своими особенностями местности, растительного и животного мира, климата. Наша страна Украина и ее столица Киев. Государственные символы. Области Украины, города, села, улицы. Описание особенностей ландшафта. Географические названия местности, гор, речек, морей (вблизи мест проживания детей). Элементы украинского быта (блюда, напитки, одежда, украшения, мебель…). |
Сфера жизнедеятельности «Люди»
Семья. Родня:
Знание имен, отчеств и фамилий своих ближайших родственников, их профессий.
Знание слов, обозначающих родственность отношений (тетя, дядя, двоюродный брат, племянник и т.д.)
Родственные взаимоотношения, связанные с ними понятия (уважать, защищать, скучать, поддерживать, предостерегать, оберегать, волноваться, заботиться, быть благодарным и т.д.).
Семейные традиции.
Обязанности членов семьи.
Другие люди:
Обозначение возраста людей (младенец, ребенок, молодой человек, пожилой человек и т.д.)
Отличия людей разного возраста во внешности, образе жизни, специфических атрибутах.
Особенности в отношениях с чужими людьми, старшими, сверстниками, младшими.
Характерные особенности представителей мужского и женского пола. Схожесть и различие в их внешности, интересах, деятельности.
Профессии.
Человечество:
Ориентация в общих признаках населения Земли (планета, страны, народы, люди).
Разные национальности, культуры, языки.
Отличия во внешних признаках людей разных национальностей (цвет кожи, волос, глаз; рост, форма глаз…).
Доброжелательное отношение к людям разной национальности (вера, единство, общие интересы, терпимость, миролюбие, интерес к непохожему…).
Сфера жизнедеятельности «Я Сам»
Я - физическое:
Описание своего внешнего вида.
Строение тела: внешнее и внутреннее.
Особенности функционирования организма (дыхание, ощущения, вкус, голод, жажда, нюх, прикосновение, возраст, развитие, рождение, смерть…)
Понятие питания, видов продуктов, полезной и вредной пищи.
Понятие гигиены своего тела.
Признаки болезни и ее причины.
Пути сохранения здоровья и здоровый образ жизни.
Правила соблюдения безопасности.
Я - психическое:
Ориентация в словах-признаках своего внутреннего мира (мысли, переживания, отношения, желания, восприятия, память, внимание…).
Образ и характер мыслей (веселые, умные, смелые, хитрые, интересные, удивительные, неожиданные, … мысли).
Разнообразие чувств.
Я - социальное:
Умение рассказать другим про свои способности.
Понимание своих прав и обязанностей.
Слова, помогающие отстоять свое достоинство.
Основные правила морального поведения.
Выражение желания вступить в контакт со сверстниками.
Выражение своего расположения к людям.
Налаживание благоприятных взаимоотношений.
Использование этикетной лексики.